Последние новости

 E-mail: admin@sharmony.ru

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ НА ТРЁХ ДЕТАЛЯХ

 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ  УСИЛИТЕЛЬ НА ТРЁХ  ДЕТАЛЯХ

Иногда позарез необходим предварительный усилитель.
Ну, скажем, если у вас три или, не дай Бог, пять ( ! ) источников сигнала.
Да ещё все они имеют разный уровень выходного напряжения. От 0,25 до двух вольт.

Однако любой дополнительный каскад усиления ухудшает звук. Следовательно, наша задача: в минимальной степени испортить (окрасить) звук, максимально оправдав необходимость предварительного усилителя в системе.

Сначала одно лирическое отступление. Оно касается регулятора громкости. Дело в том, что использование регуляторов с сопротивлением 50 и более килоом на мой взгляд недопустимо в высококачественной аппаратуре. Не имея никаких формальных противопоказаний, применение резистора, к примеру, в 250 ком делает звук излишне мягким, округлым, аморфным. Замена такого регулятора на десятикилоомный увеличивает динамику, чёткость, ясность, детальность. Идеальным видится использование регулятора громкости в 100-500 ом, но, естественно, это требует гораздо большего тока от источника, нежели в случае применения резистора в 50 ком.  Выходное сопротивление источника сигнала ограничивает использование низкоомных  регуляторов громкости. Поэтому давайте сразу зададимся Rвых  преда  10-20 ом, чтобы смело ставить низкоомные регуляторы, не нагружая при этом выходной каскад. 

Итак, посмотрим на схему этого устройства.

Хм… Деталей, мягко говоря, немного. Значит, мы можем озадачиться их максимальным качеством. 

Резистор R1 – ПТМН 24 ком, а лучше МРХ, если найдёте, конечно. 

Батарейка, задающая смещение входной лампы – Panasonic CR2032, причём лучше бы её не паять, а варить, но даже и пайка припоем ПСР-4 вполне подойдёт.

Лампа 6Э5П не меняется ничем. Достаньте именно эту её версию, не используйте 6Э5П-И или 6Э6П, поскольку они более низковольтные и термонапряжённые из-за баллона меньших габаритов. При монтаже не забывайте, что цоколёвка у 6Э5П – абсолютно индивидуальная и неповторимая: накал подаётся на первую и шестую ножки! Вторую сетку можно подключить на анод непосредственно, но, если хотите перестраховаться, поставьте резистор ПТМН-0,5 на 50-75 ом, чтобы вторая сетка чувствовала себя поувереннее.

Напряжение на аноде 6Э5П – 230-238 вольт. Это для лампы абсолютно нормальный режим при токе 35-38 ма. Если ток оказывается более 45-50 ма, вам придётся подобрать другую лампу. Больше девяти ватт мощности на аноде 6Э5П высаживать не желательно.

Выходной трансформатор имеет коэффициент трансформации 11:1, что даёт нам общее усиление преда ровно в три раза. Этого оказывается достаточно, чтобы раскачать на полную катушку оконечный усилитель с любого источника: кассетной деки, винилового корректора, DVD-audio и прочих неожиданных устройств, которыми балуют нас ежегодно производители аудиотехники.


Теперь мы подобрались к выходному трансформатору для данного предварительного усилителя.
Ну что ж, он должен быть не очень маленьким. Железо от ОСМ-0,1 (ШЛ25 х 40) нас вполне устроит.

Первичка  такого трансформатора содержит 2394 витка провода ПЭВ-2 диаметром 0,25 мм. Секций четыре – 3+6+6+3 – всего 18 слоёв по 133 витка в слое.

Вторичка состоит из трёх запараллеленных секций по 219 витков ( три слоя по 73 витка в слое)  провода ПЭВ-2 диаметром 0,5 мм.

Межслойная изоляция – 0,05 мм, межсекционная – 0,4 мм (0,05 мм бумага + 0,3 мм фторопласт + 0,05 мм бумага).

Толщина немагнитной прокладки – 0,03 мм.

Когда будете собирать железо, старайтесь не перетягивать его. Железо не должно быть слишком зажато, иначе таким же зажатым будет и звук.


Блок питания
особенностей не имеет.

Силовой трансформатор на железе от ТС180 (не забыли про пять и более витков на вольт?), имеющий две анодные обмотки по 210 вольт и четыре накальных, кенотроны типа 6Ц5С, 5Ц4С, довольно увесистые анодные дроссели на ШЛМ20*32, две пары хороших конденсаторов – вот и всё, что потребуется нам для обретения аудиосчастья!

Организация накалов – дело личного выбора. Можете просто заземлить накал 6Э5П через виртуальную среднюю точку, организованную с помощью пары резисторов по 50 ом, можете поднять его на 30-40 вольт над землёй – фона не будет ни в первом , ни тем более во втором случае. Поэтому делайте первый вариант, там деталей меньше!

Совсем роскошно выпрямить и застабить накал, но это рушит концепцию минимализма.

Что же мы получили в итоге всего этого?

Немало! Напряжение сигнала возросло в три раза,
а выходное сопротивление предварительного усилителя составляет всего лишь 12,5 ом.

Регулятор громкости на входе усилителя, следующего за этим предом в цепи аудиотракта,  можно теперь запросто собрать из проволочного переменного резистора (СП5-20ВБ, СП5-21, ПЛП) сопротивлением 1 ком, зашунтированного от движка на землю постоянным резистором ПТМН 130 ом, и вот тогда-то мы поймём, что не слышали и половины из того, что, оказывается, всегда было в звуке, и что без остатка сжирали пятидесятикилоомные Альпсы!

Итак, друзья, вот вам низкоомный предварительный усилитель,
почти не содержащий ухудшающих качество звука деталей,
зато реально улучшающий качество звука вашей системы.
Удачного повторения!


Алексей Шалин, 19 января 2006 года.

P.S.: Впоследствии лампа 6Э5П была заменена на 6Ж43П-Е, показавшую куда более лучшие звуковые результаты. Единственным её минусом является более высокое внутреннее сопротивление – 1,65 ком, но в сочетании с более высоким коэффициентом усиления (45-48 против 32-35 у 6Э5П) данные параметры лампы позволяют оставить неизменным выходное сопротивление предварительного усилителя или даже слегка уменьшить его. Также батарейка была-таки убрана из цепи сигнала и заменена на светодиод ультрафиолетового свечения в катоде 6Ж43П-Е.

Вот окончательная схема:

 


(Обсудить на форуме)